Блокада Ленинграда

(с 8 сентября 1941 по 27 января 1944, к 80-летию полного снятия блокады)

Максимова Валентина Валентиновна,
воспитатель ГПД  ГБОУ школа № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга

Цель: сохранение исторической, памяти познакомить учащихся с историей блокады Ленинграда; формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме; воспитывать любовь и уважение к Родине, героям ВОВ.

Задачи:

1.                  воспитывающая: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;

2.                  развивающая: развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие внимания, памяти, речи, мышления;

3.                  обучающая: познакомить с историческими фактами времён ВОВ, ввести понятия «блокада», «священный дар», «дорога Жизни».

Оборудование: презентация, видео, мультфильм.


                                                           Ход мероприятия.

I.                        Вводная часть.

Ведущий:

-Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы собрались здесь с Вами неслучайно.

Сообщение темы занятия.

-Посмотрите, пожалуйста, на даты 8 сентября 1941 года, 18 января 1943 года, 27 января 1944 года.

-Что объединяет их? (Эти даты мы вспоминаем, когда говорим о страшных страницах истории нашего города, о блокаде Ленинграда).

- Ребята, а что такое блокада?

Дети читают на карточках, которые лежат у них на столах.

- Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.

-Блокада началась 8 сентября 1941 года. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года. Полностью удалось снять блокаду 27 января 1944 года. Она продолжалась 872 дня, в ряде источников 871 день. В литературе и на памятниках встречается округление – 900 дней и ночей.(Дети на карточках, которые лежат у них на столе, вставляют даты на месте пропусков)

- Сколько лет в этом году исполняется  со дня завершения блокады Ленинграда?(80 лет)

-Посмотрите, что Вы видите на стендах в классе? (Ваши работы, выставка книг). Чему будет посвящено наше занятие?(80-летию снятия блокады) (Тема появляется на слайде)

II.                        Основная часть занятия.

1.Просмотр видео (песня «Блокадный Ленинград», музыка и исполнитель Игорь Корнилов, слова Виктор Пурга).

https://www.youtube.com/watch?v=HkImuLEXFrs

2.Чтение стихотворений учениками.

1 ученик

Блокада Ленинграда – это память,

Блокада Ленинграда – это боль.

Мы не забудем этих дней суровых,

Унесших сотни жизни за собой.

2 ученик

Внимание! Внимание! Внимание!

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление. Сегодня мы хотим маленьким лучиком осветить некоторые минуты невыносимой жизни  блокадного Ленинграда.

Ученик: Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
Не знающих, не ведающих горя.

Ученица: Июнь! Тогда еще не знали,
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
Ученик: И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
Ученица: НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы навечно попрощались.

Ученик:

Стихотворение «Опять война».

Ученик:

Стихотворение «По воду».

3. «Священный дар»(Ведущий)

Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог. «Священный дар» - так в Ленинграде называли хлеб.(Дети работают на карточках вставляют пропущенные цифры).

4.«Дорога жизни»(Ведущий)

С невероятными трудностями доставляли в Ленинград продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Когда озеро замёрзло, по нему сначала пустили обозы (телеги, которые тащили лошади), а затем проложили автомобильную трассу. Из города по ней вывозили детей, раненых, изготовленные снаряды, мины, пулемёты, а в город везли хлеб. Эту дорогу назвали «дорогой Жизни». Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Фашисты знали про эту дорогу, постоянно бомбили её с воздуха. А бывало, лёд не выдерживал, машина проваливалась и тонула.

Ученик

Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
«Дорогой жизни» многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

(Дети записывают на карточках название дороги)

5.Помощь фронту.(Ведущий)

Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000

минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт.

6.Подвиг ленинградских школьников.(Ведущий)

 Осаждённый город продолжал жить. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. И это было настоящим подвигом. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Ученики:

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:

Ее ребята на носилках

Домой из школы понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли…
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
Пауза. Стук метронома.

(Ведущий)

Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым .

Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства.

Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова.

В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта.

Они рыли окопы и работали на первых ленинградских огородах. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.

-Ребята, посмотрите в свои карточки и назовите имя девочки, которую вы видите на портрете и чем она прославилась.

Дневник Тани Савичевой(Дети записывают название дневника.)

7. Войне вопреки (Ведущий)

А)Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки. Неслучайно город получил прозвище «Упрямый город». При всей чудовищности той действительности будничная жизнь большого города не останавливала свой круговорот – несмотря на все ужасы, люди по утрам вставали, шли на работу, возвращались домой, занимались хозяйством.

Б )В осажденном Ленинграде Дмитрием Шостаковичем была создана Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”. 9 августа 1942 года шел 355-й день блокады. Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, впервые исполняемую в городе на Неве.

Ученики:

Я помню блеск немеркнущих свечей

И тонкие, белей, чем изваянья,

Торжественные лица скрипачей,

Чуть согнутые плечи дирижера,

Взмах палочки - и вот уже поют

Все инструменты о тебе, мой город,

Все рупора Симфонию твою.

В) Но помимо музыки, с блокадным Ленинградом так же ассоциируется и звук метронома, который, кстати говоря, и звучит в той самой "Ленинградской симфонии"Шостаковича.

https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html

Метроном был, в прямом смысле слова, настоящим спасителем ленинградцев..У метронома очень тесная связь с жителями Ленинграда и радио. Радио было единственным способом узнать о происходящем. Но эфиры на радио происходили не очень часто. Но, не смотря на это, для ленинградцев в то время выступали на радио известные ученые, писатели, музыканты. Однако в то время, когда на радио эфиров не было, через него транслировали звук метронома, целью которого было оповещать жителей города о приближающейся атаке немецких самолетов. Медленное тиканье метронома означало отсутствие воздушной атаки, а быстрые "шаги" метронома говорил о том, что необходимо искать укрытие, поскольку с минуты на минуту начнется бомбардировка города. Метроном бился не переставая, постоянно напоминая жителям, что город жив и о том, что надо быть начеку.(Дети записывают название прибора на карточке)

В) В осаждённом городе для детей были организованы новогодние ёлки. Настоящим чудом для детей стало появление на праздничных столах мандаринов. Их отправили из Грузии специально для маленьких жителей блокадного города. Грузовик Максима Твердохлеба, спешивший в Ленинград с этими экзотическими фруктами по льду Ладожского озера, по пути обстреляли два Мессершмитта. Пули повредили радиатор и лобовое стекло, а сам шофер был ранен в руку, но довез мандарины до места назначения. В итоге в автомобиле насчитали 49 пробоин. Празднование Нового года вселяло в людей надежду. Но и во время праздников не удавалось забыть о том, что погибших уже не вернуть.

Послушаем песню в исполнении Елизаветы Зиновьевой «Дети Ленинграда».

https://www.youtube.com/watch?v=7s8jysHtkxQ

7.Освобождение города.

В январе 1944 года город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. А выжившие были представлены к уникальной награде – медали «За оборону Ленинграда». Среди награждённых – 15249 детей. Город Ленинград был награждён орденом Ленина, и ему было присвоено звание города-героя.

Ученики: (каждый встаёт и рассказывает по одной строчке)

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html

(Минута молчания)

III.                        Заключительная часть.

1.                  Рефлексия.

Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах, воздвигают памятники героям войны. Как вы думаете, почему? (ответы детей).Запишите на карточках как называется памятник погибшим ленинградским детям(Цветок жизни).

- Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить.

 Исполняется песня «За тебя Родина-мать.»

- Ребята, наше занятие подошло к концу. До свидания!


Автор(ы): Максимова Валентина Валентиновна
Приложения: