Роль книги в жизни ребенка

 

Мерненко Регина Ануровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №115
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

                     Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
то нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!

Андрей Анпилов

В нашем современном мире большое значение занимают компьютеры, телевидение, современные технологии. А такие ценности, как книги отходят на задний план, уходят в прошлое. Дети все реже и реже берут в руки книгу. Также виной этому могут быть несознательные родители, которые ошибочно считают, что все необходимые знания в жизни ребенок сможет почерпнуть с телевизора или интернета. Но не следует забывать, что для ребенка очень важно, чтобы ему перед сном читали книгу. Сначала она просто помогает ему уснуть, но на подсознательном уровне у ребенка откладывается необходимая информация, которая ему обязательно пригодится в будущем.

 Современные родители все меньше уделяют времени чтению с детьми. А больше эта ответственность лежит на педагогах. Не только в детском саду, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают.

Каждый родитель обязан привнести свою лепту в воспитательный процесс с помощью книг. Книга влияет на воспитание ребенка. Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи ребенка, что расширяет границы знаний. Укрепляется память, развивается мышление и логика, формируя базу для дальнейшего образования. Еще одно большое преимущество книг — то, что они пробуждают интерес в ребенке, развивают воображение и усидчивость. Читающие дети отличаются спокойным характером. Они способны на более долгое время сосредотачивать свое внимание в процессе изучения объекта. И самое главное, что совместное чтение сближает. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, учат входить в положение других людей. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают, они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения. Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребёнка занятие. Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера.

Прививать любовь к книгам нужно с самого раннего детства, тогда в последствии не возникнет проблем. Дети не займутся чтением сами, просто так ни с того, ни с сего. Никому еще от рождения любовь к чтению не давалась. Нужны взрослые, которые показали бы ребенку дорогу к большому книжному богатству.

Подавайте детям пример, читайте сами, покажите, что вы цените литературу. Главное — не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс в качестве наказания. Чтение книг должно восприниматься как приятное занятие, а не навязанная неизбежность. Глубокий смысл детских сказок напрямую влияет на воспитание ребенка, рассказывая ему о добре и зле, о хороших и плохих поступках. На примере любимых персонажей ребенок сможет научиться тому, как следует поступать, и каких действий нужно избегать. Иногда книги действуют на противоречии, делая главными персонажами злодеев и высмеивая их плохие поступки. Разъяснив ребенку смысл и содержание книги, родитель поможет не только развивать воображение, но и повлияет на грамотное установление причинно-следственной связи. При помощи литературы ребенок сможет понять, что за любым действием следуют свои последствия, и что любой плохой поступок рано или поздно будет наказан. Установление причинно-следственных связей у малышей происходит с трудом, но благодаря литературе и этот сложный момент обучения будет освоен. Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образ доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше.

Рекомендации родителям:

- Покупая книжку для малыша, лучше выбирать книги с плотными страницами, чтобы ему было легко их переворачивать, иллюстрации должны быть крупными и цветными, изображение должно быть схожим с реальным предметом. Это поможет ребёнку сформировать правильное представление о предмете.

- Начинать следует с простых стишков, потешек и коротких сказок. Ценность произведений устного народного творчества заключается в том, что ребёнок сам может изобразить действия персонажей или показать, о чём идет речь с помощью игрушки. Например, потешки «Сорока-белобока», «Водичка-водичка», «Идет коза рогатая» и т.д.

- Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию. Повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» построены на повторении одних и тех же фрагментов.

- Для детей старшего дошкольного возраста следует подбирать более сложные и длинные сказки русских и зарубежных детских писателей. В жизнь дошкольника входят авторские сказки – Ш.Перро, Г.Х.Андерсена, братьев Гримм, Б.Заходера. Читать сказки нужно медленно, выразительно. Каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка не надоест ребенку, а напротив, она становится более любимой и своей. Время от времени необходимо возвращаться к уже прочитанному – это доставляет ребенку особое удовольствие.

- Не менее важно читать детям стихи. В детских стихах главное художественная форма; красота звучания, музыкальность ритмического текста завораживают ребенка. Стихи  А. Барто, С. Я. Маршака, К. Чуковского и, конечно, сказки А.С.Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие, складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть. И хотя эти стихи были созданы очень давно, на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни никто не придумал.

Для того чтобы ребенок полюбил книгу, родителям нужно сильно потрудиться.

    Как привить ребенку любовь к чтению:

- Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
-  Показывайте свою заинтересованность.
- Читайте книги снова и снова.
- Читайте медленно и громко.
- Окружайте ребенка книгами.
 - Выбирайте книги для чтения, которые интересны ребенку, а не Вам.
 - Читайте с ребенком каждый день.
- Читайте с ребенком не менее 10-15 минут в день.
- Не давите на ребенка.
- Хвалите ребенка за чтение.
- До или во время чтения выясните значение незнакомых слов.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Спросите, чему учит эта книга.
- Попросите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из    книги или выучите его наизусть.


Автор(ы): Мерненко Регина Ануровна
Приложения: