Автор: Василевская Ульяна Владимировна, учитель-логопед
ГБОУ прогимназия № 677 Выборгского района, г. Санкт-Петербург
Игра – активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности [4].
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка, которая определяет весь ход его развития, формирует психические процессы, позволяет накапливать навыки. Игра также влияет и на речевое развитие ребенка.
В раннем детстве у детей присутствует предметно-манипулятивная игра. Дети не общаются во время игры, однако ребенок сам озвучивает свои действия. Таким образом, у ребенка развивается речевая функция, но диалогическая и монологическая речи в чистом виде еще не существуют.
Данный вид игры развивает наглядно-действенное мышление, которое позволяет проводить процессы анализа, синтеза, обобщения, что приводит к появлению первых слов. По мере накопления знаний об окружающем мире и запоминании объектов и явлений начинает развиваться наглядно-образное мышление, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры. В раннем возрасте дети начинают подражать взрослым, выполняя их функции, например, продавец, парикмахер и т.д. Для этого ребенку необходимо воспроизвести свои воспоминания. Сюжетно-ролевая игра может строиться только лишь на основе личного опыта, т.к. у детей еще преобладает наглядное мышление, у ребенка должен существовать образ.
Сюжетно-ролевая игра продолжает совершенствоваться в младшем дошкольном возрасте. На этом этапе для игры ребенку нужен партнер для того, чтобы разыгрывать жизненные отношения или сказочный сюжет. У детей начинает развиваться в чистом виде диалогическая речь, которая чаще всего основывается на подражании близким взрослым или где-либо увиденном. Данный этап способствует развитию речи, т.к. есть необходимость в том, чтобы товарищ по игре понял сказанное и как-либо отреагировал.
В старшем дошкольном периоде возникают подвиды сюжетно-ролевой игры: игра по правилам и игра-драматизация, что стимулирует совершенствование речевых навыков монологической и диалогической речи. Т.к. игра проходит в коллективе, то необходимо договариваться о распределении ролей, выстраивании правил, а также речь необходима вовремя собственно игры. Во время игры-драматизации идет оттачивание навыков общения в большей степени диалогической и монологической речи.
Во время игры по правилам нужна хорошо развитая монологическая речь для того, чтобы объяснить правила игры товарищам, а также во время самой игры происходит общение детей в форме диалогов и монологов.
В этом возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое способствует развитию речевой функции, обогащению словарного запаса, совершенствованию монологической речи.
Игровая деятельность помогает становлению регулировать и планировать речь. Игра позволяет ребенку дифференцировать функции и формы речи, а также отточить навыки общения [5]. От того, насколько хорошо развита речь и некоторых других компонентов, будет зависеть раскрытие игрового сюжета.
Стоит так же помнить о том, что формирование диалогической речи невозможно без овладения родным языком (его звуковой системой, грамматическим строем, лексическим составом) и о фразовой речи (умение строить разные типы высказываний). Опыт практического взаимодействия со сверстниками в разнообразных коллективных играх: инсценировки, сюжетно-ролевых играх, играх-драмматизациях и др. может способствовать развитию связной диалогической речи.
Что крайне важно для детей с общим недоразвитием речи. Ведь, формирование связной устной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, в том числе и для подготовки к школе.
На сегодняшний день, существует множество работ, в которых описывается формирование коммуникативных умений и навыков у детей, как с нормальным речевым развитием, так и у детей с ОНР.
Основная цель, по мнению О.А. Базиковой, работы по развитию речи у детей дошкольного возраста заключается в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для того чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными. [2]
Автор говорит о трех взаимосвязанных и взаимодополняющих группах задач по формированию речевых и социально-этических умений, позволяющих овладеть диалогической речью:
§ формировать умения пользоваться различными единицами
диалога в соответствии с их функциональным назначением;
§ способствовать усвоению основных правил ведения диалога, его культуры;
§ обучать дошкольников правилам речевого этикета.
Содержание которых представляется в трех блоках:
ü первый блок — это комплекс задач, предполагающих усвоение детьми диалогического единства «вопрос — ответ» и соответствующих этой паре реплик форм поведения;
ü второй блок посвящен диалогическому единству «сообщение —реакция на сообщение» и правилам, связанным с употреблением этого вида реплик;
ü третий блок включает задачи обучения детей репликам и речевому поведению в диалогическом единстве «побуждение — реакция на побуждение».
Так же автор акцентирует внимание на развитие умений, связанных с культурой диалога, без которых диалог как форма речи и поведения не может существовать.
По мнению Алексеевой А.А., одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
А основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни. [1]
Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.
Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. Так же стоит уделять большое внимание постановке вопросов со стороны детей, т.к. в течение разговора их может быть много.
Не менее важной является и беседа, ценность которой заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.
Перенимая умения вести беседу и простой разговор, дети лучше переносят полученные навыки в игру. Из чего можно сделать вывод, что игра влияет на речь, но и повседневные события, обсуждаемые с детьми, могут влиять на создание игровой ситуации.
Важным является, работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР должна предусматривать:
· создание речевой среды;
· пробуждение у детей коммуникативно-речевой активности.
Работа по развитию коммуникативно-речевой деятельности должна быть связана с общей коррекционно-образовательной программой, в частности по расширению кругозора, развитию мышления и речи, формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с природой и т.д.
Коррекционная работа по развитию диалогической речи и коммуникативного поведения представляется следующими основными направлениями:
· В повседневной жизни, в процессе живого общения с ребенком по поводу его бытовых, игровых и познавательных интересов (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний).
· В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр (активизация речевых средств, освоение различных типов коммуникативных высказываний, в том числе с отрицанием). [3].
Список литературы:
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. М.: Просвещение, 2005. — 400 с.
2. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. — 136 с.
3. Волковская, Т.Н., Юсупова, Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М: Книголюб, 2004. — 104 с.
4. Кондаков, И. М. Психология-2000: Иллюстрированный справочник: Электрон. ресурс/ И. М. Кондаков; Столичн. гуманитарн. ин-т. — М., 2000. — 1 электрон. опт. диск (CD ROM). — (Мультимедийная энциклопедия знаний).
5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гущина Ю.Р. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 6.;
URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15751 (дата обращения: 26.09.2023).
Автор(ы): Василевская Ульяна Владимировна
Приложения: