План-конспект урока

Профилактика буллинга в подростковой среде

Тропина Надежда Юрьевна

Целевая аудитория:  возраст 15- 16 лет.

Цель: повышение толерантности, тактичности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить обучающихся с определением «буллинг» и его характерными признаками;

2. Научить обучающихся отличать «буллинг» от конфликтов.

Развивающие:

1. Развить уважительное отношение обучающихся друг к другу;

2. Формировать доброту и неравнодушие к окружающим;

3. Совершенствовать навыки межличностного взаимодействия.

Воспитательные:

1. Формировать чувство толерантности и эмпатии;

2. Закреплять способность находить выход из конфликтной ситуации.

Форма проведения: презентация, беседа. Данный вариант мотивируется тем, что эти формы позволяют подростку узнать  новые понятия,  и, кроме этого,  обосновать свое мнение, точку зрения, дать оценку, а также  услышать аргументы других участников.

Используемые приемы, методы, технологии обученияинформационно- компьютерная технология, проблемно-поисковый метод, технология деятельностного обучения, объяснительно - иллюстративный  (работа с раздаточным материалом), проблемно-диалоговая технология, игровая технология.

Содержательный компонент классного часа

Вступительная часть: активизировать учащихся, знакомить с основным понятием классного часа: буллинг, выделять ключевые слова в данном определении, определять проблемы (совместно с классным руководителем и однокурсниками).

Основная часть: реализация основной цели классного часа. Определение разницы между понятиями буллинг и конфликт, знакомство с мотивами буллинга и участниками в данном процессе (с помощью цветового показателя). Использование игрового момента для формирования дружелюбных отношений, эмпатии.

Заключительная часть. Настроить обучающихся  на практическое применение приобретенных знаний и умений, полученного опыта в повседневной жизни.

Оборудование и ресурсы: ПК, телевизор, презентация,  раздаточный материал.

Ход классного часа:

1.Вступительная часть (перед тем как занять места, предложить обучающимся взять квадраты  бумаги желтого, синего и красного цвета)

Выводится на экран или крепится на доску изображение (Рис.1).

Рис.1

image-20211215182055-1.jpeg

Педагог: Что показывает нам это изображение? Что могут обсуждать ребята?

Обучающиеся:   вариант ответа- это друзья, что-то обсуждают.

Выводится на экран или крепится на доску следующее изображение (Рис. 2):

 

Рис.2

image-20211215182055-2.jpeg

Педагог: Что вы увидели на этом изображении?  Какие эмоции оно у вас вызывает?

Обучающиеся: вариант ответа- девочка чем-то опечалена

Педагог: Теперь посмотрите, что получится, если объединить эти два изображения (Рис. 3).

Рис. 3

image-20211215182055-3.jpeg

Как вы считаете, поменялся ли смысл изображения? Что происходит между ребятами?

Педагог: Довольно часто в коллективе, в небольшой группе мы обнаруживаем ситуации, когда над человеком физически и морально издеваются: оскорбляют, унижают, толкают, ставят подножки и прочее. На вопрос: что является причиной такого поведения, часто даётся ответ, что это шутка, игра.

Возможно, не всем известно, что подобное девиантное поведение (отклоняющееся от общепринятых общественных норм) характеризуется как "буллинг". На сегодняшнем классном часе мы обсудим проблему профилактики буллинга в подростковой среде.

Педагог: Давайте вы сами попробуете определить главные слова, характеризующие понятие «буллинг».

Обучающиеся:   варианты - унижение, травля, агрессия, издевательство…

Педагог: Что такое буллинг? Это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Буллинг — это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям).

2. Основная часть.

Педагог: Чем же будет отличаться игра от буллинга? 

Варианты ответов: всем забавно, весело, никто не обижается, принимают участие все желающие…

Также буллинг надо отличать от обычного конфликта. Сейчас я раздам печатные листы, на которых необходимо заполнить таблицу (Таб. 1). Фразы для заполнения в раздаточном материале:  одномоментное действие; действие осознанное и повторяющееся; может быть разрешён; может быть только прекращён; нормальная часть динамики группы; патология развития группы; есть основание, причина; обе стороны несут ответственность за происходящее; ответственность несёт только одна сторона; без причины.

Таб. 1.

Конфликт

Буллинг

 

 После того, как обучающиеся заполнили таблицу, приступаем к обсуждению.

Педагог: теперь вы отчётливо понимаете, в чём заключаются различия между этими действиями.

Сейчас я пущу по классу коробку, в которую каждый из вас положит квадраты цветной бумаги, которые вы получили в начале нашего мероприятия.  Цвет бумаги зависит от следующих критериев:

красный - если вы участвовали в конфликтах;

жёлтый - если вы редко являлись участниками буллинга;

синий - если вы являетесь участником буллинга постоянно.

После сбора квадратов, обратить внимание обучающихся на цветовую гамму, обсудить полученную информацию.

Мотивами буллинга являются: зависть; месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания); чувство неприязни; борьба за власть; нейтрализация соперника через показ преимущества над ним; самоутверждение; стремление быть в центре внимания, выглядеть круто; стремление удивить, поразить; стремление разрядиться, «приколоться»; желание унизить, запугать непонравившегося человека.

В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые закладываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

Педагог: Как вы считаете, какие дети чаще всего становятся жертвами травли?

Обучающиеся: варианты ответов - с физическими недостатками, с особенностями поведения, с особенностями внешности, с плохими социальными навыками, у которых страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении.

В буллинге выделяются следующие категории участников:

"Агрессор" – человек, который преследует и запугивает жертву.

"Жертва" – человек, который подвергается агрессии.

"Наблюдатель" – человек, который остаётся на нейтральной стороне. Может перейти в разряд агрессоров или защитников.

"Защитник" – человек, поддерживающий жертву и пытающийся оградить её от агрессии.

Педагог: Как вы считаете, можно ли при помощи физического или морального насилия других добиться лидерства?

(ответы обучающихся)

Педагог: давайте немного поиграем в парах. Одному из вас предлагается зажать руку в кулак, а другому разжать кулак товарища любым способом, но  не причиняя боли.

Обсуждаются несиловые методы: уговоры, хитрость, обман.....

Педагог: я вам показала пример, что не всегда вопросы решаются с помощью силы. Нужно учиться  договариваться и принимать человека таким, какой он есть.

Педагог: На месте жертвы может оказаться любой из вас. Давайте подумаем, что может повлиять на агрессора.

Обучающиеся: предлагают варианты.

Обобщаем всё сказанное участниками дискуссии:

необходимо демонстрировать спокойствие, уверенность в себе (поза, взгляд прямо, прямая спина)

 и не показывать эмоциональных реакций; смотреть прямо в глаза в течение длительного времени, это заставит успокоиться.

Педагог: сейчас я хочу предложить вам несколько игр, которые помогут снизить враждебные реакции и наладить отношения. Первая игра называется «Спускаем пар». Сядьте, пожалуйста, в один круг. Любой из вас может сказать остальным, что ему не нравится или на чем он расстроен. Обращаться нужно к конкретному человеку.

К примеру: “Алена, мне обидно, когда ты обсуждаешь меня за моей спиной”. Не нужно оправдываться, если на вас будут жаловаться. Просто выслушайте. Каждому представится возможность “спустить пар”. Если вам будет не на что пожаловаться, то нужно сказать: «У меня пока ничего не накипело, и мне не нужно “спускать пар”». Теперь поразмышляйте над тем, что вам сказали. Иногда у вас есть желание и возможность поменять в себе то, что мешает другим, в других случаях это желание может отсутствовать. Что вы услышали такого, что захотели и смогли бы изменить в себе? Вы можете сказать, например: “Я не хочу больше называть говорить про тебя за твоей спиной” 

3. Заключительная часть.

Педагог: сейчас я предлагаю вам составить перечень правил, которые необходимо соблюдать в нашем коллективе.

Обучающиеся: формулируют свои варианты, которые записывают на ватман. Примеры фраз:

-Выяснять отношения без применения физической силы;

-Говорить друг с другом уважительно;

-Проявлять неравнодушное отношение, если кто-то выясняет разногласия с применением физической силы;

-Иметь терпимость к чужим недостаткам;

-Бережно относиться к чужим вещам и прочее.

Педагог: данный свод правил мы повесим в группе и будем помнить о них и соблюдать. Ведь каждый из нас является уникальной личностью, со своими достоинствами и недостатками, нет плохих и хороших людей.  Мы не имеем морального права судить кого-то и вешать на него ярлыки. Единственное, что можем сделать, -это проявлять доброжелательное отношение, чуткость и толерантность к тем людям, кто каким-то образом отличается от нас. Давайте мы с вами вырастим цветок толерантности. Вы видите стебель цветка, но на нём нет лепестков. Напишите, пожалуйста, на этих заготовках человеческие качества, которые способствуют позитивному общению (обучающиеся пишут на каждом лепестке по одному качеству и приклеивают к стеблю).

Педагог: вот такой цветок толерантности мы с вами сегодня вырастили! Вы большие молодцы!

Рефлексия:

Педагог:

- Узнали ли вы сегодня что-то новое?

- Что полезного вы возьмёте себе на заметку?

- Что вы чувствовали во время классного часа? Опишите одним словом своё состояние.

На этом наш классный час подошёл к концу. Спасибо за внимание!

 

 

 

Источники:

1.  Гришаева Н.А. Буллинг в школе.// Психологические науки: теория и практика: материалы III Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015.

2. Кривцова С.В. Буллинг в школе VS сплочение неравнодушных.- М.: ФИРО 2023 г.


Автор(ы): Тропина Надежда Юрьевна
Приложения: