Как сформировать элементарные навыки
и умения по ОБЖ у дошкольников
Мунбаева Галина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад 129
комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Сентябрь.
- Беседа «Кухня не место для игр».
Задачи: рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на кухне, учить избегать их. Предложить составить рассказы по картинке, пояснить, что не верно делают дети.
- «Знакомство с новыми атрибутами уголка трудового воспитания».
Задачи: продолжать знакомить детей с атрибутами и инструментами трудового уголка, о безопасных способах обращения с инструментами.
- «Я живу в большом городе».
Задачи: формировать представления детей о факторах окружающей среды большого города. Познакомить с правилами безопасного поведения на улице города.
- «Правила поведения в общественном транспорте».
Задачи: расширить представления детей о разнообразных видах транспорта. Знакомить с правилами передвижения в общественных местах.
Октябрь.
- «А у нас в квартире газ».
Задачи: формировать у детей представление о правилах осторожного обращения с газом. Что нужно делать в различных ситуациях.
- «Контакты с незнакомыми людьми».
Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми типичные ситуации контактов с незнакомыми людьми на улице, научить их правильно вести себя в таких ситуациях.
- «С/Р игра "Пожарные».
Задачи: формировать у детей умение развивать сюжет на основе знаний и умений, передавать в игре трудовые действия пожарных, использовать предметы заместители.
Ноябрь.
- «Мы - друзья природы».
Задачи: формировать у детей природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют ее восстановлению.
- «Правила поведения на дороге».
Задачи: рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить, как нужно действовать в каждой из них, какие правила необходимо соблюдать, какие правила нарушают герои рассматриваемых ситуаций.
- «Кто стучится в дверь ко мне».
Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми, научить, как правильно вести себя в таких ситуациях.
Декабрь.
- «Профилактика инфекционных заболеваний».
Задачи: раскрыть причину некоторых заболеваний, вызванных несоблюдением санитарно - гигиенических правил. Формировать представления детей о значении гигиенических процедур для здоровья, о мерах профилактики инфекционных заболеваний.
- «Предметы, требующие осторожного обращения».
Задачи: формировать знания о предметах, опасных для жизни и здоровья, помочь детям самостоятельно сделать выводы о возможных последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
- «Опасно – безопасно».
Задачи: упражнять детей в классификации предметов по признаку их опасности (безопасности), предложить пояснить, какую опасность они могут представлять для жизни и здоровья людей.
- «Чтобы не испортить праздник».
Задачи: формировать у детей представления об опасных развлечениях, недопустимости применять самостоятельно бенгальские огни, петарды, хлопушки. Рассказать об опасности использования открытого огня и электроприборов.
- «Я пассажир».
Задачи: продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах, в транспорте. Предложить рассмотреть различные ситуации.
- «Катание на санках».
Задачи: закреплять навыки катания на санках и правила поведения при спуске с горы. Повышать двигательную активность, функциональные возможности организма.
Январь.
- «Польза и вред лекарств».
Задачи: формировать у детей представления об опасности употребления незнакомых веществ, пояснить, что лекарства могут нанести вред, если их использовать не по назначению врача.
- «Если ты один дома».
Задачи: расширять представления детей об опасных предметах и ситуациях, которые могут иметь место дома. обсудить, почему они возникают, как их не допустить, как действовать, если они возникли.
- «Сильный мороз».
Задачи: предложить детям охарактеризовать природные явления, связанные с сильным морозом (узоры на окнах, нахохлившиеся птицы, снег скрипит под ногами). Познакомить с правилами безопасного поведения в сильный мороз.
Февраль.
- «Незнакомый взрослый на улице».
Задачи: рассмотреть и обсудить с детьми возможные ситуации, связанные с действиями незнакомых взрослых на улице. Познакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.
- «Если ты заблудился в лесу».
Задачи: обсудить с детьми, как, почему можно заблудиться в лесу, как вести себя, чтобы этого не случилось, что делать, если заблудился.
- «Путешествие в страну дорожных знаков».
Задачи: учить детей применять знания правил дорожного движения, рассказывать, как в каждой ситуации должны действовать пешеходы и водители. Развивать внимание, связную речь.
- «Пожароопасные предметы».
Задачи: формировать представление детей о пожароопасных предметах, познакомить с правилами противопожарной безопасности, рассмотреть различные ситуации, обсудить, как в них нужно действовать.
Март.
- «Расчистка дорожек».
Задачи: учить детей выполнять трудовые операции с учетом изменения свойств снега, познакомить с правилами безопасности, которые нужно соблюдать. Формировать культуру трудовой деятельности, поощрять желание трудиться, приносить пользу.
- «Если ты потерялся на улице».
Задачи: предложить детям рассмотреть различные ситуации, обсудить, как лучше поступить в каждой из них. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям, знакомить со способами поведения в них.
- «Знаешь ли ты свой адрес?»
Задачи: обсудить с детьми, почему необходимо точно знать свой адрес, рассмотреть различные ситуации, определить, как нужно действовать.
Апрель.
- «Признаки весны».
Задачи: поощрять стремление детей самостоятельно находить новые признаки весны, передавать в речи результаты наблюдения, впечатления и эмоции, вызванные приходом тепла. Анализировать и дополнять знания детей о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать.
- «Ледоход» - познавательный рассказ. Наблюдение данного явления.
Задачи: предложить детям объяснить смысл сложного слава "ледоход", рассказать об этом явлении природы. Сформулировать вместе с детьми правила поведения у водоемов в период ледохода.
- «Ракеты на старт» - игровое упражнение.
Задачи: упражнять детей в выполнении метания на дальность, учить соблюдать правила безопасности. Развивать подвижность суставов рук, координацию движений.
- «Мы пришли на водоем».
Задачи: сформировать у детей представления о безопасном поведении на берегу водоема и в воде, о мерах по предупреждению солнечного удара, ожогов, перегрева на солнце.
Май.
- «Светофор» - анализ ситуации.
Задачи: учить детей в ходе анализа различных ситуаций применять знания о работе светофора и правилах перехода улицы. Побуждать детей быть осторожными и внимательными при переходе улицы, учить беречь себя.
- «Изменения в природе перед грозой» - наблюдения.
Задачи: предложить назвать наблюдаемые явления, выделить среди них признаки грозы (в воздухе пахнет пылью, становиться темно, налетает ветер, температура резко понижается, небо затягивает грозовыми облаками, вспышки молнии). Дополнить знания детей о том, как необходимо вести себя в случае приближения грозы.
- «Правила общения с животными».
Задачи: познакомить детей с основными правилами, пояснить, в чем может состоять опасность при контакте с животными. Формировать навыками безопасного поведения при встрече с дикими и домашними животными.
- «О пользе и вреде телевизора».
Задачи: предложить детям рассказать, какую пользу они получают при просмотре телепрограмм, какие программы они любят, обобщить представления об информационной и развивающей роли телевидения. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Литература:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б., Безопасность. СПб детство - пресс, 2008.
2. Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. - М.: Просвещение, 1984
3. Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М. :Сфера 2006.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. М.: Мозаика - Синтез, 2008.
5. Я, ты, мы. Программа социально - эмоционального развития дошкольников. Князева О.Л. М.: Мозаика - Синтез, 2005.
Автор(ы): Мунбаева Галина Николаевна
Приложения: