Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми средней группы
Малыши и звуки
Клок Антонина Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 32 г. Ломоносов
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Актуальность
Развитие звуковой культуры речи играет важную роль в общем языковом развитии и коммуникационных навыках у детей 4-5 лет. Умение правильно произносить звуки, различать их, артикулировать слова способствует формированию четкой, понятной и адекватной речи. Это является основой для успешного владения навыками чтения и письма, а также для развития языковой самостоятельности у детей, что в свою очередь оказывает влияние на успешное вхождение в школьную среду.
Развитие звуковой культуры речи также оказывает важное воздействие на социальные и эмоциональные аспекты развития. Ясная, четкая и понятная речь помогает детям успешно общаться, выражать свои мысли и чувства, что важно для формирования здоровых социальных отношений.
Таким образом, развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет имеет критическое значение для формирования успешного языкового и социального развития, подготовки к школе и дальнейшей успехов в учебе и жизни.
Цель: Знакомство со звуками [ы], [э].
Задачи:
Образовательные задачи. Формирование представлений о звуках речи, понятии «звук». Формирование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки [ы] – [э], различать эти изолированные звуки, узнавать звук [э] в начале слова в ударной позиции, определять наличие звука [ы] в слове. Формирование представления о том, что звуки бывают короткими и длинными.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Картинки-символы звуков [э], [ы], коляска с пупсом, проектор, ноутбук, черно-белые и цветные картинки, цветные карандаши.
Предварительная работа. Разучивание упражнений артикуляционной гимнастики на утренних индивидуальных занятиях с воспитателем. Игры со звукоподражаниями на занятиях и в свободное время. Разучивание песенки «Пупсик» с музыкальным руководителем.
Ход занятия
1. Организационный момент. Пение песенки «Пупсик». Уточнение произношения звуков [a], [y]. Формирование мягкой атаки голоса. Совершенствование певческих навыков.
Педагог предлагает детям встать возле стульчиков и спеть песенку «Пупсик». Он выкатывает коляску с пупсом и включает музыкальное сопровождение. Педагог поет песенку полностью, дети — звукоподражание «Уа-уа!»
Пупсик мой кричит в коляске.
Уа-уа!
Закрывать не хочет глазки.
Уа-уа!
Пупсик мой не хочет спать .
Уа-уа!
Хочет в лес идти гулять.
Уа-уа!
В лес не дам ему уйти.
Уа-уа!
Вдруг заблудится в пути?
Уа-уа!
П е д а г о г. Отлично спели песенку. Пупсик уснул.
Педагог увозит коляску.
П е д а г о г. Какие звуки вы пели?
Д е т и. Уа-уа!
П е д а г о г. Мы пели звуки «У», «А». Давайте повторим первый звук.
Д е т и: у-у-у!
П е д а г о г: Второй звук.
Д е т и: а-а-а!
П е д а г о г: Теперь споём песенку малыша.
Д е т и: Уа-уа-уа!
П е д а г о г: Эти звуки поются, звуки-песенки. При их произнесении воздух выходит легко, не встречает преград. Сегодня мы познакомимся ещё с двумя звуками.
2. Знакомство со звуками [э], [ы]. Развитие фонематического слуха, дифференциация изолированных звуков [э] – [ы]. Уточнение произношения данных звуков.
Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.
П е д а г о г. Мы с вами познакомимся со звуками речи, которые произносят люди. Сейчас покажу вам картинки, на которых дети произносят разные звуки.
Воспитатель показывает картинку-символ звука [э].
П е д а г о г. Давайте покричим вместе с мальчиком: «Э-э-э!». Он увидел своего друга и машет ему рукой.
Д е т и. Э-э-э!
П е д а г о г. Обратите внимание, когда вы произносите звук [э], рот открыт не так широко, как при произнесении звука [a], и хорошо видно язычок за нижними зубами.
Воспитатель показывает картинку-символ звука [ы].
П е д а г о г. А теперь давайте постонем вместе с девочкой, у которой болит зуб: «Ы-ы-ы!»
Д е т и. Ы-ы-ы»
П е д а г о г. Обратите внимание, что вы разводите губы в стороны, когда произносите звук [ы], но не так широко, как при звуке [и]. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы будете произносить звуки, которые произносят дети. Старайтесь произносить звуки правильно.
Воспитатель попеременно показывает картинки-символы звуков [э], [ы], дети произносят соответствующие звуки.
3. Пальчиковая гимнастика. Раскрашивание предметных картинок. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Воспитатель приглашает детей за столики и раздает им черно-белые рисунки.
П е д а г о г. Сначала мы сделаем гимнастику для пальчиков.
Этот пальчик — маленький (массируем мизинчик).
Этот пальчик — слабенький (безымянный).
Этот пальчик — длинненький (средний).
Этот пальчик — сильненький (указательный).
Этот пальчик — большачок (большой).
А все вместе — кулачок (сжимаем в кулачок).
П е д а г о г. У вас на рисунках страус эму и шары. Эээму. Шарыыы.
П е д а г о г.. Поднимите рисунки те, у кого название картинки на чинается со звука [э].
Дети поднимают картинки.
П е д а г о г. Отлично! Никто не ошибся. Поднимите рисунки те, у кого в названии картинки есть звук [ы].
Дети поднимают картинки.
П е д а г о г. Соедините цвета с элементами картинки нужного цвета. Воспитатель ставит на доску цветные изображения эму и воздушных шаров.
П е д а г о г. Возьмите карандаш нужного цвета и продолжите штриховку.
После раскрашивания картинок педагог предлагает положить карандаши. Оценивает работу детей.
4. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Улыбка». Развитие речевого аппарата.
Дети встают возле столов.
П е д а г о г. Давайте сделаем знакомой упражнение артикуляционной гимнастики. Кстати, для чего его нужно делать?
Д е т и. Чтобы говорить правильно.
Педагог помещает на стойку картинку.
П е д а г о г:
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
Тянем губы прямо к ушкам,
И сердиться нам не нужно.
Дети выполняют упражнение «Улыбка» несколько раз. После каждого выполнения воспитатель предлагает проглотить слюну.
5. Упражнение «Повтори за мной!». Уточнение звукопроизношения звуков [э], [ы]. Формирование понятия о слове.
Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре.
П е д а г о г. Разучим новую чистоговорку. Вы будете петь только новые звуки, с которыми мы сегодня познакомились. Смотрите внимательно, как я произношу эти звуки. Старайтесь произносить их правильно и красиво тянуть.
Мы катались по реке.
Э-э-э! Э-э-э-!
Море было вдалеке.
Э-э-э! Э-э-э!
А в руках у нас шары.
Ы-ы-ы! Ы-ы-ы!
Для веселой детворы.
Ы-ы-ы! Ы-ы-ы!
П е д а г о г. Вы отлично справились с заданием, правильно и красиво произносили новые звуки. Где мы катались? (по реке) Что было вдалеке? (море) Что было у нас в руках? (шары) Для кого шары? (для детворы) Значит, мы кто? (веселая детвора)
А кто запомнил, что мы делали на реке?
Д е т и. Катались.
П е д а г о г. Что можно еще делать на реке?
Д е т и. Купались, смеялись, Брызгались, умывались, Плавали.
П е д а г о г. Молодцы! Вот сколько дел можно делать на реке.
6. Подведение итогов занятия. Оценка работы детей.
Что делали на занятии? С какими звуками познакомились? Как мальчик звал своего друга? Как девочка стонала, когда у неё болел зуб?
Автор(ы): Клок Антонина Александровна
Приложения: