Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми средней группы 

Малыши и звуки

Клок Антонина Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
ГБДОУ детский сад № 32 г. Ломоносов
Петродворцового района Санкт-Петербурга

Актуальность 

Развитие звуковой культуры речи играет важную роль в общем языковом развитии и коммуникационных навыках у детей 4-5 лет. Умение правильно произносить звуки, различать их, артикулировать слова способствует формированию четкой, понятной и адекватной речи. Это является основой для успешного владения навыками чтения и письма, а также для развития языковой самостоятельности у детей, что в свою очередь оказывает влияние на успешное вхождение в школьную среду. 

Развитие звуковой культуры речи также оказывает важное воздействие на социальные и эмоциональные аспекты развития. Ясная, четкая и понятная речь помогает детям успешно общаться, выражать свои мысли и чувства, что важно для формирования здоровых социальных отношений.

Таким образом, развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет имеет критическое значение для формирования успешного языкового и социального развития, подготовки к школе и дальнейшей успехов в учебе и жизни.

Цель: Знакомство со звуками [ы], [э].

Задачи:

Образовательные задачи. Формирование представлений о звуках речи, понятии «звук». Формирование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.

Развивающие задачи. Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки [ы] – [э], различать эти изолированные звуки, узнавать звук [э] в начале слова в ударной позиции, определять наличие звука [ы] в слове. Формирование представления о том, что звуки бывают короткими и длинными.

Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.

Оборудование. Картинки-символы звуков [э], [ы], коляска с пупсом, проектор, ноутбук, черно-белые и цветные картинки, цветные карандаши.

Предварительная работа. Разучивание упражнений артикуляционной гимнастики на утренних индивидуальных занятиях с воспитателем. Игры со звукоподражаниями на занятиях и в свободное время. Разучивание песенки «Пупсик» с музыкальным руководителем.


 

Ход занятия

1. Организационный момент. Пение песенки «Пупсик». Уточнение произношения звуков [a], [y]. Формирование мягкой атаки голоса. Совершенствование певческих навыков.

Педагог предлагает детям встать возле стульчиков и спеть песенку «Пупсик». Он выкатывает коляску с пупсом и включает музыкальное сопровождение. Педагог поет песенку полностью, дети — звукоподражание «Уа-уа!»


 

Пупсик мой кричит в коляске.

Уа-уа!

Закрывать не хочет глазки.

Уа-уа!

Пупсик мой не хочет спать .

Уа-уа!

Хочет в лес идти гулять.

Уа-уа!

В лес не дам ему уйти.

Уа-уа!

Вдруг заблудится в пути?

Уа-уа!

П е д а г о г. Отлично спели песенку. Пупсик уснул.

Педагог увозит коляску.

П е д а г о г. Какие звуки вы пели?

Д е т и. Уа-уа!

П е д а г о г. Мы пели звуки «У», «А». Давайте повторим первый звук.

Д е т и: у-у-у!

П е д а г о г: Второй звук.

Д е т и: а-а-а!

П е д а г о г: Теперь споём песенку малыша.

Д е т и: Уа-уа-уа!

П е д а г о г: Эти звуки поются, звуки-песенки. При их произнесении воздух выходит легко, не встречает преград. Сегодня мы познакомимся ещё с двумя звуками.

2. Знакомство со звуками [э], [ы]. Развитие фонематического слуха, дифференциация изолированных звуков [э] – [ы]. Уточнение произношения данных звуков.

Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.

П е д а г о г. Мы с вами познакомимся со звуками речи, которые произносят люди. Сейчас покажу вам картинки, на которых дети произносят разные звуки. 

Воспитатель показывает картинку-символ звука [э].

П е д а г о г. Давайте покричим вместе с мальчиком: «Э-э-э!». Он увидел своего друга и машет ему рукой.

Д е т и. Э-э-э!

П е д а г о г. Обратите внимание, когда вы произносите звук [э], рот открыт не так широко, как при произнесении звука [a], и хорошо видно язычок за нижними зубами.

Воспитатель показывает картинку-символ звука [ы].

П е д а г о г. А теперь давайте постонем вместе с девочкой, у которой болит зуб: «Ы-ы-ы!»

Д е т и. Ы-ы-ы»

П е д а г о г. Обратите внимание, что вы разводите губы в стороны, когда произносите звук [ы], но не так широко, как при звуке [и]. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы будете произносить звуки, которые произносят дети. Старайтесь произносить звуки правильно.

Воспитатель попеременно показывает картинки-символы звуков [э], [ы], дети произносят соответствующие звуки.

3. Пальчиковая гимнастика. Раскрашивание предметных картинок. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Воспитатель приглашает детей за столики и раздает им черно-белые рисунки.

П е д а г о г. Сначала мы сделаем гимнастику для пальчиков.

Этот пальчик — маленький (массируем мизинчик).

Этот пальчик — слабенький (безымянный).

Этот пальчик — длинненький (средний).

Этот пальчик — сильненький (указательный).

Этот пальчик — большачок (большой).

А все вместе — кулачок (сжимаем в кулачок).

П е д а г о г. У вас на рисунках страус эму и шары. Эээму. Шарыыы.

П е д а г о г.. Поднимите рисунки те, у кого название картинки на чинается со звука [э].

Дети поднимают картинки.

П е д а г о г. Отлично! Никто не ошибся. Поднимите рисунки те, у кого в названии картинки есть звук [ы].

Дети поднимают картинки. 

П е д а г о г. Соедините цвета с элементами картинки нужного цвета. Воспитатель ставит на доску цветные изображения эму и воздушных шаров.

П е д а г о г. Возьмите карандаш нужного цвета и продолжите штриховку.

После раскрашивания картинок педагог предлагает положить карандаши. Оценивает работу детей.

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Улыбка». Развитие речевого аппарата.

Дети встают возле столов.

П е д а г о г. Давайте сделаем знакомой упражнение артикуляционной гимнастики. Кстати, для чего его нужно делать?

Д е т и. Чтобы говорить правильно.

Педагог помещает на стойку картинку. 

П е д а г о г: 

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

Дети выполняют упражнение «Улыбка» несколько раз. После каждого выполнения воспитатель предлагает проглотить слюну. 

5. Упражнение «Повтори за мной!». Уточнение звукопроизношения звуков [э], [ы]. Формирование понятия о слове.

Воспитатель предлагает детям встать в кружок на ковре.

П е д а г о г. Разучим новую чистоговорку. Вы будете петь только новые звуки, с которыми мы сегодня познакомились. Смотрите внимательно, как я произношу эти звуки. Старайтесь произносить их правильно и красиво тянуть.

Мы катались по реке.

Э-э-э! Э-э-э-!

Море было вдалеке.

Э-э-э! Э-э-э!

А в руках у нас шары.

Ы-ы-ы! Ы-ы-ы!

Для веселой детворы.

Ы-ы-ы! Ы-ы-ы!

П е д а г о г. Вы отлично справились с заданием, правильно и красиво произносили новые звуки. Где мы катались? (по реке) Что было вдалеке? (море) Что было у нас в руках? (шары) Для кого шары? (для детворы) Значит, мы кто? (веселая детвора)

А кто запомнил, что мы делали на реке?

Д е т и. Катались.

П е д а г о г. Что можно еще делать на реке? 

Д е т и. Купались, смеялись, Брызгались, умывались, Плавали.

П е д а г о г. Молодцы! Вот сколько дел можно делать на реке.

6. Подведение итогов занятия. Оценка работы детей.

Что делали на занятии? С какими звуками познакомились? Как мальчик звал своего друга? Как девочка стонала, когда у неё болел зуб?


Автор(ы): Клок Антонина Александровна
Приложения: