Аналитическая справка о педагогической деятельности

Профилактика дисграфии у дошкольников со стёртой формой
дизартрии путём совершенствования фонематического
восприятия и воспитания правильных фонематических
представлений с помощью игровых технологий

Пономарева Наталья Львовна

В старшую логопедическую группу ГБДОУ №   за период с 2022-2023 по 2023-2024 учебный год было зачислено 12 человек   с диагнозом ОНР различного уровня речевого развития, у большинства этот диагноз отягощен дизартрией разной степени тяжести.

Результаты диагностики речевых и неречевых функций воспитанников на момент начала обучения  показали, что среди воспитанников имеются дети с не ярко выраженными проявлениями в неврологической и психической сферах, в анамнезе некоторых   присутствует диффузная неврологическая симптоматика,   у большинства дошкольников данной группы отмечались нарушения слоговой структуры слова, недостатки звукопроизношения, нарушения фонематического восприятия, неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Нарушение лексико-грамматического строя речи проявлялось в ошибках при словообразовании, словоизменении, неточном употреблении слов, отсутствии в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, пропусках или заменах предлогов, изменении порядка слов в предложении, недостаточный уровень развития связной речи.

Одной из распространенных причин неуспеваемости обучающихся начальной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение чтением и грамотным письмом. Это, прежде всего, дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. Отставание в фонетическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.

Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с ОНР, которое проявляется в несформированности всех компонентов языковой системы (фонетики, лексики и грамматики). Попадая в массовую школу, такие дети становятся неуспевающими учениками по причине своего аномального речевого развития. На основании этого основной в моей педагогической деятельности стала: «Профилактика дисграфии у дошкольников со стёртой формой дизартрии путём совершенствования фонематического восприятия и воспитания правильных фонематических представлений с помощью игровых технологий». К тому же она является частью большой программы «Подготовка детей к школе», над которой работает коллектив нашего учреждения. Учителя школ, в которые поступили наши выпускники, отмечают высокий уровень подготовки к школе наших воспитанников. За два года моей педагогической деятельности в должности учителя-логопеда разработан и апробирован комплекс коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы.

Ведущими целями считаю:

1. Создание оптимальных условий для преодоления проблем, связанных с нарушением речи;

2.  Подготовка детей к полноценному овладению устной и письменной речью, в конечном итоге – к успешному обучению в школе.

Поскольку речевые недостатки являются препятствием к полноценному общению со сверстниками, взрослыми, способствуют развитию у них чувства неуверенности и повышенной тревожности, основными задачами моей деятельности являются:

а)     обследование детей ДОУ и выявление среди них нуждающихся в коррекционно-речевой помощи;

б)    изучение уровня речевого развития и определение основных направлений и содержания работы;

в)     систематическая работа в соответствии с индивидуальным планом речевого развития;

г)     оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;

д)    формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей готовности к логопедической работе и оказание им  помощи в организации полноценной речевой среды;

е)     диагностика результативности речевой работы.

При разработке и апробировании материала учитывались возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.

Для проведения диагностики за основу была взята методика  Зайцевой Е.С., Шептуновой В.К., предложенная автором для исследования  состояния неречевых психических функций, состояния звукопроизношения,  фонематических компонентов речи, состояния импрессивной и экспрессивной стороны речи  детей старшего дошкольного возраста.  В ходе выполнения заданий логопед также заполнял речевые карты на каждого ребенка. На основании полученных данных составлены индивидуальные речевые профили и речевой профиль группы. 

 Сводные результаты диагностики на конец уч. г. за последние два года работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика и стабильность результатов работы  с детьми за последние 2 года (в %)

 

Уровень

начало  уч.г.

 

 

 уч.г.

старшая группа

 уч.г.

подготовительная группа

Высокий

0%

70%

80%

Средний

70%

20%

10%

Низкий

30%

10%

10%

 

Графически динамика и стабильность результатов работы  за 2 года представлена на диаграмме 1.

Диаграмма 1

Динамика и стабильность результатов работы  с детьми за последние 2 года (в %)

 

Из таблицы 1 и диаграммы 1 видно, что показатели сформированности речевых и неречевых функций стабильны и имеют устойчивую положительную динамику в течение рассматриваемого периода: соотношение уровней сформированности сохраняется из года в год, отмечается повышение высокого уровня и снижение среднего уровня.

По данным диагностического обследования разрабатывается коррекционная программа для каждого ребёнка. Соответственно речевым дефектам воспитанники  распределяются по группам. Большое внимание уделяется индивидуальному подходу к детям с учётом их психофизиологического состояния. Это связано с тем, что дети одной группы  резко различаются по уровню речевого развития, по сформированности анализа и синтеза, по степени выраженности и патогенезу нарушений звукопроизношения.

Анализируя результаты диагностики, можно отметить, что в начале 0000-0000  учебного года у многих  воспитанников  был недостаточно сформирован грамматический  строй речи: допускали  ошибки в употреблении сложных предлогов, ошибки  при преобразовании имён  существительных во множественное число.  Навыки звуко-буквенного анализа  и синтеза также  недостаточно сформированы (имелись затруднения при определении количества  и последовательности звуков на более сложном речевом материале); отмечалось большое количество нарушений связанных с недоразвитием фонетико-фонематических процессов и встречающихся у детей с нарушенной иннервацией органов артикуляции (с клиническим диагнозом дизартрия), практически у всех детей было выявлено нарушение звукопроизношения.   Кроме этого можно отметить,  что в начале обучения у многих воспитанников отмечалась неловкость, медлительность, у части имелся  низкий  уровень речевой  коммуникации.

В течение двух учебных лет с детьми велась коррекционно-логопедичекая работа и в результате в конце 0000-0000 учебного года при обследовании наблюдалась положительная динамика речевого развития,  за два года сформированы следующие знания, умения и навыки:

- полноценное слуховое восприятие и направленность внимания на звуковую сторону речи, восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов, уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований (90%);

- поставлены и отдифференцированы все звуки (100%);

- уточнен и активизирован имеющийся у детей словарный запас, введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины (звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, предложение), уточнены конструкции простого предложения с небольшим распространением (100%);

- сформировано умение  пользоваться различными способами словообразования; правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т. е. устанавливать связь между формой и значением);

 

Упорядочение представлений о звуковой стороне речи овладение навыками фонематического анализа и синтеза создают необходимые предпосылки для формирования и закрепления навыка правильного письма и чтения, развития языкового чутья, предупреждения общей и функциональной неграмотности.

Привлечение внимания к звуковой стороне речи и морфологическому составу слова вооружает детей средствами, с помощью которых они самостоятельно расширяют запас слов, накапливают звуковые и морфологические обобщения. Это создаёт условия для уточнения грамматических понятий и совершенствования (закрепления) знаний определённых правил правописания. Усвоение морфологических средств языка осуществляется в процессе речевой (коммуникативной) деятельности воспитанников (составление предложений, словосочетаний, ответы на вопросы и т. п.).

В итоге при выпуске из логопедической группы воспитанники:

* получили полноценные представления о звуковой стороне речи;

* овладели навыками звукопроизношения, языкового анализа и синтеза;

* получили развитую связную речь.

Стабильные положительные результаты в освоении воспитанниками программного материала обеспечиваются через реализацию всех направлений логопедической работы.

Учитывая особенности детей, в ходе занятий использую разные организационные формы: подгрупповые и индивидуальные занятия. Широко применяю методы дифференциальной диагностики,  определяющей правильность комплектования подгрупп и выбора адекватной стратегии и техники речевого недоразвития на индивидуальных занятиях.

Эффективность коррекционно-логопедической работы  повышается  с помощью внедрения новых педагогических технологий, использования мультимедийных средств.

  Наряду с заданиями по формирования фонематических функций использую упражнения по обучению навыкам звуко-буквенного анализа. Существенное место отводится развитию логического мышления, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики.  

Учитывая, что с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, значительное внимание уделяю созданию условий для коррекционной деятельности. Стараюсь разнообразить занятия за счет нового дидактического материала: Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей», «Антонимы», «Пишем и читаем», «Количественные числители»; Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-6 лет», Бобылева З.Т. «Игры с парными карточками», Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Я учусь говорить и читать» и др.

В кабинете, где провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения. К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

Дошкольный возраст – самое благоприятное время для коррекции недостатков, в том числе и речевых, поскольку психика детей этого возраста восприимчива к разным педагогическим воздействиям.

Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова: надо, обязательно, заменив их на: давай поиграем. Стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю малейшие продвижения ребенка в процессе становления правильной речи, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям.

Я четко определила для себя, что основой любых достижений и успехов является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния.

 

Информационное обеспечение моей деятельности находится на высоком уровне. В кабинете собрано большое количество книг, пособий, дидактического материала, журналов «Логопед», «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии», «Дошкольная педагогика». Регулярно знакомлюсь с материалами, имеющимися в Интернете. Являюсь членом компьютерного клуба логопедов «Логобург». Создала  в социальной сети работников образования nsportal.ru свой персональный сайт, Web-адрес сайта: http://nsportal.ru/

ponomareva-natalya-lvovna, на данном сайте периодически размещаю статьи по  профилактике дисграфии, одна из последних работ на тему: «Развитие графомотоных навыков». Оформлена картотека по всем разделам программы, а также паспорт кабинета. Постоянно слежу за новинками литературы по каталогам издательств «Сфера», «Гном и Д».

Одним из важнейших условий эффективной деятельности логопеда считаю повышение профессионализма.   На протяжении  всего периода работы занимаюсь самообразованием. Материалы таких авторов как З.Е. Агранович,  Т.А. Ткаченко, Е.В. Новикова С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц  и т.д. использую в своей работе.

На протяжении  при составлении плана личного развития на год учитывала такие задачи как:

1)    повышение профессионального мастерства;

2)    овладение современными навыками и приемами диагностики и коррекции;

3)    изучение, обобщение и внедрение в практику опыта работы коллег;

4)    развитие творческой инициативы.

В межаттестационный период показала 2 открытых мероприятия для коллег: в старшей логопедической группе   - "Перелётные птицы", в 0000 году – Досуг  в подготовительной логопедической группе на тему: "Люблю тебя, Петра творенье....." Посвященный дню рождения Санкт-Петербурга  (совместно с воспитателем). Разработала диагностическую карту по определению уровня речевого развития детей, а также диагностический инструментарий и критерии оценки. Провожу обследования в начале и в конце года, результаты оформляю графиками и диаграммами, анализирую полученные данные.

 

Тесное сотрудничество с воспитателями группы начинается уже в сентябре в процессе диагностики речи детей и продолжается в течение всего учебного года (взаимопосещение занятий, взаимопомощь, привлечение воспитателей к контролю речевой деятельности детей).  

Согласно плану методической работы, проводятся родительские собрания, на которых родители знакомятся с результатами обследования, с коррекционной работой и необходимостью участия в ней. Каждый из родителей детей, зачисленных в логопедическую  группу, получает возможность подробно ознакомиться с речевым профилем группы и ребёнка, с информацией об имеющихся нарушениях звукопроизношения, фонематического восприятия, словарного запаса, развития мелкой моторики, пространственной ориентировки. В начале учебного года провожу дни знакомств, пытаюсь, как можно больше узнать о ребенке, его речевом развитии.   С самого начала работы  пытаюсь настроить родителей на то, что их помощь просто необходима.   В последние годы многие родители недостаточно серьезно относятся к проблемам своих детей, считая это издержками возраста, приводят  множество оправданий речевым недостаткам своих детей «он балуется», «не хочет», «к школе научится», «я в его возрасте тоже плохо говорила». А многие родители сами имеют дефекты речи, в таких случаях приходится оказывать максимальную помощь без поддержки родственников. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей, не замечают недостатков, а потому не помогают им усваивать правильную речь. Свою задачу вижу в том, чтобы учить родителей правильно формировать речь, разъяснять, показывать им, в чем состоит логопедическая работа. Также проводятся индивидуальные консультации, как для воспитателей, так и родителей, на которых  даются рекомендации по устранению дефектов речи. Подобная информация побуждает значительную часть родителей занять конструктивную позицию по отношению к ребёнку. У них меняется ряд установок («У моего ребёнка всё хорошо; всё пройдет само по себе, без моего участия» и т.п.), повышается чувство ответственности за качество обучения, они начинают искать новые формы взаимоотношений с детьми. В результате взаимодействия с родителями у детей повышается мотивация на посещение логопедических занятий, процесс коррекции нарушенных речевых функций происходит гораздо легче и быстрее.

Формы и методы работы с родителями в своей деятельности использую следующие: индивидуальные и групповые консультации, тематические выставки, информационные стенды, открытые занятия, папки-передвижки. В этом учебном году изготовила новый логопедический уголок «Речецветик», из материалов которого родители могут почерпнуть много полезной информации по рубрикам:

-      О чем говорить с ребенком в семье;

-      Обогащение словаря в домашних условиях;

-     Организация работы по исправлению нарушенного произношения;

-     Памятка по разделу  «Обучение грамоте».

Вот некоторые темы консультаций для родителей:

-     Правила работы в домашней тетради;

-     Речевые нарушения и причины их возникновения;

-     Советы родителям, имеющих детей с нарушениями речи;

-     Игра - лучший помощник в занятиях;

-     Нужно ли спешить с обучением в чтении?

Изготовлены папки-передвижки: «Учимся писать», «Знакомимся с буквами»; информационный стенд: «Как говорит ваш ребенок». Родители, используя материал, могут проверить речевые навыки своего ребенка по следующим разделам: понимание речи, связная речь, оценка речи по звучанию, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, состояние голоса, темп речи, оценить уровень речевого развития. Оформлена папка «Работа с родителями».

Привлекаю родителей к изготовлению пособий и дидактического материла, которые используются на занятиях.

Ежегодно провожу открытые мероприятия  для родителей, на которых они имеют возможность видеть трудности и следить за успехами детей. В конце года совместно проводятся открытые мероприятия, такие как «Поле чудес», «КНВ», «Что? Где? Когда?», «В стране правильной речи».

Таким образом, участвуя в образовательно-воспитательном процессе родители постепенно становятся более активными, начинают ответственней относиться к выполнению заданий.

Опрос, проведенный среди родителей, показал, что:

-     практически все они читают, что в детском саду созданы все условия для успешной работы по формированию правильной речи;

-     отмечают, что занятия приносят реальный результат;

-     замечают значительные улучшения в речи детей;

-    не видят необходимости что-либо менять в работе логопеда.

Коллектив нашей группы постоянен. Работаем в тесном контакте, в обстановке взаимопонимания и творчества. В начале учебного года знакомлю воспитателей с результатами обследования, объясняю цели и задачи программы работы с каждым ребенком. Воспитатели проводят предшествующие логопедическим занятия по накоплению и расширению словаря. Также применяем такой вариант взаимодействия, при котором воспитатели закрепляют материал логопедических занятий. Важным моментом являются вечерние занятия по заданию логопеда. В группе организован логопедический уголок, в котором подобранны настольные игры по закреплению правильного произношения для развития дыхания, неречевых процессов. Материал обновляется по мере прохождения.

Мною оформлена папка «Взаимосвязь логопеда и воспитателей». Материал консультаций различен:

-    Упражнения для развития анализа и синтеза;

-    Комплексы артикуляционных упражнений;

-     Формирования графических навыков;

-     Развитие слухового внимания;

-    Развитие мелкой моторики;

-     Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими дефекты речи.

Мною составлен план изучения проблемы, подготовлен список необходимой литературы; планирую подготовить рекомендации для родителей, консультации для воспитателей по проблеме «Профилактики  дисграфии у дошкольников со стёртой формой дизартрии путём совершенствования фонематического восприятия и воспитания правильных фонематических представлений с помощью игровых технологий».

В коррекционно-логопедической работе используются следующие современные педагогические методики и технологии:

 

Образовательные технологии и методикиЦели использования технологий и методикАвторское дидактическое обеспечениеРезультаты использования

1.Здоровье-сберегающие технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для сохранения и укрепления здоровья детей.

 

Применяю при индивидуальной, фронтальной, подгрупповой формах организации занятий упражнения для дыхания, релаксация, физкультминутки, упражнения на развитие высших психических функций, элементы логоритмики, артикуляционная и мимическая гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиков.

Успешная адаптация детей в образовательном и социальном пространстве, раскрытие  своих творческих способностей.

 

2.Логопедическая технология  профилактики нарушений письма и чтения

Л.Г. Парамонова

Л.Н. Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В. Ястребовой,

 Т.В.Мазановой

 

Коррекция нарушений речевых и неречевых функций, лежащих в основе письма и чтения, не допуская перехода этих проблем на последующие этапы обучения.

Использую для диагностики нарушений, написания планов-конспектов логозанятий, для профилактики дисграфии и закрепления материала используются тренировочные и проверочные задания.

 

Улучшение всех компонентов речевой системы. К концу учебного года  исправление   устной  речи,

Повышение уровня сформированности речевых и неречевых функций.

 

3.Технология дифференцированного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых и неречевых расстройств.Усвоение программы на различных планируемых уровнях.Чистое звукопроизношение, высокий уровень сформированности фонематических функций, достаточный словарный запас, грамматически правильно построенные предложения и высказывания.

4.Технология игрового обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие воображения, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.Использую дидактические и словесные игры, игры на развитие психических процессов, фонематического слуха, слоговой структуры,  по обучению грамоте.Повышение познавательной активности, формирование мотивации к обучению.

5.ИКТ

 

Повышение мотивации, развитие самостоятель-ности и творческой активности, формирование умения работать с информацией, качественное изменение контроля за деятельностью воспитанников.Развивающие логопедические программы и тренажёры по всем разделам программы: «Игры для Тигры», «Баба-Яга учится читать», «Учимся говорить правильно», «Пойду туда не знаю куда», «Весёлая азбука», «Занимательная логика». Презентации к каждому занятию.Качественная индивидуализа-ция обучения, расширение объёма предъявляемой информации, обеспечение гибкости управления процессом.

 

«Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» – мой девиз, поэтому повышение профессиональной компетентности считаю одной из важнейших траекторий профессионального развития. Для того чтобы идти в ногу со временем, быть в курсе событий постоянно занимаюсь самообразованием и повышением профессионального уровня.   Считаю, что моя деятельность за последние два года работы была продуктивной и способствовала повышению уровня логопедической работы в дошкольном учреждении.

 

 


Автор(ы): Пономарева Наталья Львовна
Приложения: