Урок развития речи в 6 классе общеобразовательной школы

Письмо как средство коммуникации

Долженко Ольга Александровна

Данный урок сдвоенный, с перерывом на перемену, является одним из целой серии уроков, конечная цель которых – развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, а также сбалансированное развитие устной и письменной речи учащихся. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к стремительно изменяющимся условиям современного мира.

            Цель урока сформулирована предельно просто - развитие устной и письменной речи школьников. Но за внешней простотой скрыто глубокое содержание и кропотливая работа. Цель достигается путем решения глобальных, но в то же время конкретных задач, а именно:

1.      обогащать словарный запас учащихся;

2.      развивать коммуникативные умения и навыки;

3.      воспитывать культуру письменного общения;

4.      формировать навыки индивидуальной и групповой работы.

Для проведения урока необходимы соответствующее оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска), презентация, выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint, дидактические материалы, подготовленные в программе Microsoft Office Word.

Урок построен таким образом, чтобы учащиеся не только получали знания в том или ином виде, но и сразу же применяли их на практике через различные задания, которые предполагают и индивидуальную работу, и работу в парах, и групповую, и фронтальную. Особое внимание уделяется визуализации нового материала (эстетично оформленная презентация) и его фиксации (конспект на печатной основе). Заполнение подготовленного учителем конспекта ненавязчиво подталкивает учащихся быть аккуратными, внимательными, позволяет актуализировать их жизненный опыт.

Смена видов деятельности позволяет поддерживать работоспособность класса на высоком уровне в течение 2-х уроков, а использование активных форм обучения помогает наиболее рационально расходовать учебное время, организуя его в поисково-творческом режиме. Знакомство с занимательными историческими фактами, поисковые задания и работа в парах, наблюдение и анализ, задания на внимание и групповая работа – все это позволяет эффективно организовать учебно-воспитательный процесс и создать ситуацию успеха, при которой происходит активизация познавательной деятельности учащихся и повышается их мотивация (интересно – когда понятно, хочется делать – когда получается, чувство уверенности – когда психологически комфортно).

Безусловно, роль учителя в этом процессе очень велика. Отказ от авторитарной модели и переход к партнерским отношениям, к сотрудничеству – вот залог успеха в отношениях между учителем и его учениками, потому что без взаимопонимания обучение невозможно, ведь обучение – это процесс, как известно, двусторонний.


Автор(ы): Долженко Ольга Александровна
Приложения:
6569be4701365_Конспект_урока.doc