Птичья столовая
Квакина Мария Александровна,
воспитатель ГБДОУ № 27
Калининский район Санкт-Петербурга
Цель: познакомить детей с зимующими птицами, расширять знания об особенностях живой природы родного края.
Задачи:
ü активизировать наблюдательность;
ü заложить основы экологического воспитания у детей;
ü развивать мышление, слуховое и зрительное внимание;
ü развивать звукопроизношение, звукоподражание с шипящими звуками;
ü учить сочетать речь с движением;
ü учить отгадывать загадки описательного характера;
ü развивать логическое мышление;
ü развивать мелкую моторику - уметь загибать пальцы во время счётных упражнений
Оснащение: Кормушка для птиц; 3 баночки с кормом для птиц - подсолнечные семечки, просо, просушенные ягоды; указатель с надписью « Птичья столовая»; фигурки из картона зимующих птиц.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы отправимся по экологической тропе к тому месту, где птички прилетают к кормушкам, чтобы покушать. Это место называется « Птичья столовая». В зимнее время птицам холодно и голодно, а люди стараются помочь пернатым пережить суровую зиму; изготавливают кормушки , подкармливают зимующих птиц семенами, орехами, крупой, синичкам кладут или подвешивают на деревьях кусочки несоленого сала, птицы не замёрзнут во время сильных морозов, если будут сыты. Я загадаю вам загадки про знакомых вам зимующих птиц:
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой.
Назови его скорей!
Кто там скачет... (ВОРОБЕЙ).
Сама вся сероватая,
Походка мешковатая,
Важная персона-
Зовут её… (ВОРОНА).
Эти птицы рядом с нами-
Мы зовём их сизарями,
И зимой в мороз и голод
Не покинет город … (ГОЛУБЬ).
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её…(СОРОКА).
Чёрная шапочка
И полоска шарфика
У желтогрудой птички
По имени …(СИНИЧКА)
Выпал снег, метут метели,
А к нам гости прилетели.
На рябину посмотри-
Там расселись …(СНЕГИРИ)
(По мере того, как дети отгадывают загадки, воспитатель показывает фигурки зимующих птиц из картона).
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту птичку, как она называется? (ответы детей - синица) Отвечать на вопросы нужно полными ответами, для этого надо слушать вопрос внимательно. Какого размера птица? Правильно, ребята, синичка маленькая по размеру. Она меньше, чем ворона или голубь. Какой хвостик у синички? Хвост у синицы короткий, значит она короткохвостая. Какого цвета грудка у синицы? А грудка у синицы жёлтая, значит птичка-синичка желтогрудая. Как подает голос синичка? Давайте попробуем звуками подражать пению синицы. «Цынь, цынь» - так свистят синички! Какой корм любят синицы? Синицы любят несолёное сало, просо, хлебные крошки.
Побудем немного птичками и поиграем в игру! Для этого мы с вами перейдём на игровую площадку подальше от этого места, чтобы не беспокоить пернатых друзей! (Дети уходят на другую площадку для игры.)
Игра: « Гори-гори ясно!»
Выберем водящего, считалочку для этого прочитаем:
Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три,
Начинаешь ты!
Дети встают по кругу, а водящий за кругом с платком в руках. Дети идут в одну сторону, водящий идёт в другую сторону. Все произносят слова:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо - птички летят,
Колокольчики звенят!
С окончанием слов дети останавливаются, водящий кладёт платок рядом с игроком, становится спиной к его спине и на счёт до трёх они бегут в разных направлениях. Кто первым обежит круг и схватит платок, станет водящим. Проигравший игрок становится с ребятами в круг. Игра повторяется 2-3 раза.
Игра: «Стайка, стайка, полетай-ка!»
Попросим детей изобразить стайку дружных птичек, которые прилетели к кормушке и клюют семечки. Дети становятся все вместе – стайкой, чтобы выполнять команды воспитателя и копировать движения. Со словами «Стайка, стайка, полетай-ка!» - дети бегут за педагогом и по команде размахивают руками. « Стайка, стайка, приседай-ка!» - дети приседают. « Стайка, семечки поклюй!»- дети стучат пальчиками по ладошке, изображая, как птички клюют корм. При следующей команде: « Стайка, стайка, полетай-ка!»- дети вновь бегут, размахивая крыльями. Сначала все движения делаются вместе с педагогом, в дальнейшем, дети действуют только по команде взрослого. В конце игры вместо слов « Стайка, стайка, полетай-ка!» говорим детям: « Склевали весь корм, нет больше семечек! Стайка, стайка, отдыхай-ка!»
Игра: « Следы на снегу!»
Воспитатель указывает на кормушку и просит посчитать птичек: «Давайте посчитаем на пальчиках, сколько обедает птичек в кормушке (три!), сколько птичек сидит рядом на веточках (две!), а сколько всего прилетело птичек пообедать? Птицы всё летят и летят! А кто это скачет по снегу, оставляет следы? Показать пальчиковое упражнение: средний и указательный палец «скачут» по ладошке, изображая движения птицы.
Скачет, скачет воробей,
Просит маленьких детей:
«Дайте крошек воробью-
Я вам песенку спою!»
Воробей- птичка маленькая, лапки у него маленькие, поэтому и следы на снегу остаются тоже маленькие.
Вот ходит голубь по дорожке-
У него замёрзли ножки!
Показываем пальчиковое упражнение. Два пальца - средний и указательный « идут» по ладони. Голубь больше воробья, поэтому следы у него побольше.
Воспитатель: Хорошо поиграли. Все были внимательными. Молодцы, ребята!
Список литературы:
1. Лысаков В. Г. 1000 загадок. М: АСТ 2022 320с.
2. Соколова Л.А. Экологическая тропа детского сада. - СПб : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-80с.
3. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). – СПб.: Паритет,2006.-208с.
Автор(ы): Квакина Мария Александровна
Приложения: