ОРКСЭ-модуль "Основы религиозных культур народов России"
Основы религиозных культур народов России
Мартыненко Мария Васильевна,
ГБОУ школа № 600
Приморского района Санкт-Петербурга
Тема: Священные книги религий мира
| Тип: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | ||
Цель урока: научить детей структуризации и систематизации полученного знания о священных книгах религий мира
| |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: Научатся различать священные книги народов мира, понимать их значение в жизни людей Уметь различать священные книги по внешнему виду, по выявленным на уроке особенностям | Метапредметные: Работать с различными источниками информации; находить и использовать нужную информацию в различных предметных областях | Личностные: Уважать мнение других, их право на выбор веры; Формирование ориентации на понимание причин соответствующего отношения верующих к священным книгам; Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; | |
Ресурсы урока: Коллекция книг (Библия, Тора, Коран, Трипитака (хрестоматия для чтения), Новый завет и псалтырь, Детская библия, Псалтырь Тегилим, Изучаю свою книгу, Святое Евангелие (на церковнославянском яз. с переводом), Православные праздники и посты, Православный молитвослов, Закон Божий. Карточки на магнитной основе с названиями религий, религиозных сооружений, священных книг Рабочие листы Закладки в книгах с индивидуальными заданиями | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Учитель обращает внимание на место проведения урока, воодушевляет возможностью личной встречи с ценными книгами
| Учащиеся осознают необычность окружающей среды, возможность узнать больше, чем в процессе работы с учебником. | ||
Актуализация необходимых знаний | |||
Учитель предлагает вспомнить важнейшие характеристики нашей страны (многонациональная, многоконфессиональная), особенность Санкт-Петербурга как культурной столицы, центра национального единства, религии, представленные в городе, их названия и вид религиозных сооружений. Демонстрируя книги религиозного содержания, учитель побуждает вспомнить сведения, полученные на предыдущем уроке из учебника (названия Священных книг, сведения о содержании). | Учащиеся называют основные религии народов России, вспоминают названия религиозных сооружений, находят соответствия сооружения-религия.
Учащиеся соотносят знания, полученные на предыдущем уроке с кратким описанием книг и высказывают предположения о названии книги, проводя, таким образом, самооценку качества своей предыдущей работы. Фиксация деятельности учащегося осуществляется в рабочем листе. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Учитель предлагает на первом этапе лично познакомиться с книгами, пролистать их, сравнить внешний вид и внутреннее оформление, осуществить первичное знакомство, привыкнуть к необычности книг религиозного содержания, сформулировать мысли о внешнем сходстве и различии этих книг.
Учитель включает элемент деловой игры «Представь себя библиотекарем. Как можно распределить предлагаемые книги по темам (полочкам в книжном шкафу)?»
На втором этапе знакомства с книгами учитель предлагает выполнить посильные задания по поиску конкретной информации, содержащейся в книгах. Учитель организует обмен мнениями о содержании религиозных книг и поощряет записи в рабочих листах. В некоторых случаях показывает пример кратких конспективных записей. | Учащиеся рассматривают необычные для многих книги, отличающиеся от привычных учебных книг, делают посильные открытия и осуществляют первичную оценку их качества, пытаются понять смысл Священности этих книг. Свои мнения они высказывают по завершению первого этапа знакомства. Учащиеся, оценив принадлежность книг к определенной религии как важнейшем отличии, на доске с помощью карточек на магнитной основе, заполняют таблицу «Книги разных религий» Учащиеся выбирают книги по желанию, находят в них закладки и ищут ответы на предложенные вопросы и задания. Полученные сведения записываются в рабочий лист. Далее по степени готовности учащиеся озвучивают выполненные задания и найденные ответы.
| ||
Рефлексия деятельности | |||
Учитель фиксирует прохождение большой работы, которая, тем не менее, может быть продолжена, предлагает варианты действия по углублению представлений и знаний о священных книгах религий народов России. Учитель благодарит учащихся за плодотворную работу, библиотекаря школы за предоставленное помещение и подобранную литературу. | Учащиеся сравнивают свою личную работу с работами одноклассников, участвуют в планировании продолжения работы по данной теме, выражают эмоциональный отклик на ход и результаты необычной работы в библиотеке. | ||
Приложение 1
Рабочий лист
Название книги | Религия | Ответ на задание | Примечание | |
Библия |
| |||
Детская Библия |
| |||
Закон Божий |
| |||
Изучаю свою книгу |
| |||
Коран |
| |||
Новый завет и псалтирь |
| |||
Православные праздники и посты |
| |||
Православный молитвослов |
| |||
Святое Евангелие (на ц-славянском яз. с переводом) |
| |||
Тегилим |
| |||
Тора
|
| |||
Трипитака и другие тексты буддизма |
|
Приложение 2
Задания
Познакомься, как в «Законе Божием» объясняется смысл пятой заповеди (стр. 578)?
|
Прочитай две утренние молитвы… Чему они посвящены? |
По тексту первой книги Бытие составь краткий список того, что было созданы на 3, 4 и 5 дни творения |
Какие чудеса сотворил Иисус Христос, что нам помогает воспринимать происходящее? |
По тексту первой книги Берешит составь краткий список того, что было созданы на 3, 4 и 5 дни творения Как перелистываются страницы Торы?
|
Познакомься с содержанием страницы твоего дня рождения и дня рождения твоей мамы. |
Какими словами начинается и завершается святое благовествование от Иоанна? |
С какой фразы начинается каждая сура Корана? Сколько всего сур в Коране?
|
На странице 22 ты можешь узнать, за сколько лет текст Корана был ниспослан Пророку? Как называются отдельные стихи Корана и части Корана? |
Найди в книге тексты, предлагающие помощь в трудностях жизни, например, для избавления от жадности в Евангелии от Матфея. (стр.23, часть 2, стихи 19-21). |
Найди |
Прочитайте стр.71 Где находится 72 страница ( левее или правее)? На каких двух языках написан Тегилим? |
Приложение 3
Название книги | Краткая аннотация | Задание к самостоятельной работе с книгой | |
1 | Закон Божий | По сути это учебник по православной вере. По такой книге в школах дореволюционной России преподаватели – часто священники вели особый школьный предмет. Этих преподавателей звали законоучителем.
| Познакомься, как в «Законе Божием» объясняется смысл пятой заповеди (стр. 578)? |
2 | Православный молитвослов | Чтобы обращаться к Богу, Иисусу Христу, Богородице, люди зачитывают короткие тексты из этой книжки… | прочитай две-три утренние молитвы… Чему они посвящены, |
3 | Библия | А) Положив руку на эту книгу, свидетель в американском суде говорит: «Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды!». Б) Здесь вы прочтёте и о сотворении мира, и о всемирном потопе и о событиях страстной недели и воскресении Христа, и послания святого апостола Павла | По тексту первой книги Бытие составь краткий список того, что было созданы на 3, 4 и 5 дни творения |
4 | Детская Библия | Эта книга повторяет некоторые, самые интересные истории предыдущей книги, но простым, понятным даже детям языком. | Какие чудеса сотворил Иисус Христос? |
5 | Тора
| Эта книга в синагоге находится в виде свитка… ДОП: Если бы название было написано не по-русски, могли бы вы определить, что это книга иудаизма? (учитель заслоняет рукой название, оставляя «всё остальное») | По тексту первой книги Берешит составь краткий список того, что было созданы на 3, 4 и 5 дни творения Как перелистываются страницы Торы? |
6 | Православные праздники и посты | Это религиозное издание необычно. Человек не только читает, что написано (отдельные цитаты из священных книг православия и сведения о многих персонажах священного писания и событиях), но каждый день человек отрывает по одной странице… | Познакомься с содержанием страницы твоего дня рождения и дня рождения твоей мамы. |
7 | Святое Евангелие (на церковнославянском яз. с переводом) | Здесь тексты на двух языках: по-русски и так, как их зачитывали в церквях даже 200 лет назад. Какие именно тексты? 4 евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
| Какими словами начинается и завершается святое благовествование от Иоанна? |
8 | Коран | Ни один мусульманин не положит эту книгу на пол, не возьмёт её грязными руками, потому что это главная священная книга ислама. Какие дополнительные признаки говорят, что это книга ислама?
| С какой фразы начинается каждая сура Корана? Сколько всего сур в Коране? |
9 | Изучаю свою книгу | Кроме рассказов о Коране, в этой книге есть картинки. Издана книга на русском языке, но в Турции. | На странице 22 ты можешь узнать, за сколько лет текст Корана был ниспослан Пророку? Как называются отдельные стихи Корана и части Корана? |
10 | Новый завет и псалтирь | кроме 4 евангелий, в этой книге содержатся псалмы из Ветхого Завета.
| Найди в книге тексты, предлагающие помощь в трудностях жизни, например, для избавления от жадности в Евангелии от Матфея. (стр.23, часть 2, стихи 19-21). |
11 | Трипитака и другие тексты буддизма | Эта книга содержит фрагменты из древних буддийских книг, в том числе «Три корзины мудрости» | Найди какую-либо мудрость в Трипитаке и выпиши её на рабочий лист, а потом поделись с одноклассниками |
12 | Тегилим | Непонятное иностранное название следующей книги переводится с иврита как «хваления» и, включает в себя мольбы, проникновенные жалобы, исторические обзоры… | Прочитайте стр.71 Где находится 72 страница ( левее или правее) На каких двух языках написан Тегилим |
Автор(ы): Мартыненко Мария Васильевна
Приложения: