ОРКСЭ-модуль "Основы религиозных культур народов России"

Основы религиозных культур народов России

Мартыненко Мария Васильевна,
ГБОУ школа № 600
Приморского района Санкт-Петербурга

 

Тема: Священные книги религий мира

 

Тип: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цель урока: научить детей структуризации и систематизации полученного знания о священных книгах религий мира

 

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся различать священные книги народов мира, понимать их значение в жизни людей

Уметь различать священные книги по внешнему виду, по выявленным на уроке особенностям

Метапредметные:

Работать с различными источниками информации; находить и использовать нужную информацию в различных предметных областях

Личностные:

Уважать мнение других, их право на выбор веры;

Формирование ориентации на понимание причин соответствующего отношения верующих к священным книгам;

Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

Ресурсы урока:

Коллекция книг (Библия, Тора, Коран, Трипитака (хрестоматия для чтения), Новый завет и псалтырь, Детская библия, Псалтырь Тегилим, Изучаю свою книгу, Святое Евангелие (на церковнославянском яз. с переводом), Православные праздники и посты, Православный молитвослов, Закон Божий.

Карточки на магнитной основе с названиями религий, религиозных сооружений, священных книг

Рабочие листы

Закладки в книгах с индивидуальными заданиями

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Учитель обращает внимание на место проведения урока, воодушевляет возможностью личной встречи с ценными книгами

 

Учащиеся осознают необычность окружающей среды,  возможность узнать больше, чем в процессе работы с учебником.

Актуализация необходимых знаний

Учитель предлагает вспомнить важнейшие характеристики нашей страны (многонациональная, многоконфессиональная), особенность Санкт-Петербурга как культурной столицы, центра национального единства, религии, представленные в городе, их названия и вид религиозных сооружений.

Демонстрируя книги религиозного содержания, учитель побуждает вспомнить сведения, полученные на предыдущем уроке из учебника (названия Священных книг, сведения о содержании).
Учитель даёт советы по заполнению рабочего листа и проведении самооценки.

Учащиеся называют основные религии народов России, вспоминают названия религиозных сооружений, находят соответствия сооружения-религия.

 

Учащиеся соотносят знания, полученные на предыдущем уроке с кратким описанием книг и высказывают предположения о названии книги, проводя, таким образом, самооценку качества своей предыдущей работы.

Фиксация деятельности учащегося осуществляется в рабочем листе.

Организация познавательной деятельности

Учитель предлагает на первом этапе лично познакомиться с книгами, пролистать их, сравнить внешний вид и внутреннее оформление, осуществить первичное знакомство, привыкнуть к необычности книг религиозного содержания, сформулировать мысли о внешнем сходстве и различии этих книг.
предлагается ответить на вопрос «Чем книги отличаются друг от друга?» и высказать своё мнение.
Учитель фиксирует все ответы детей, стимулируя повышение их значимости.

 

Учитель включает элемент деловой игры «Представь себя библиотекарем. Как можно распределить предлагаемые книги по темам (полочкам в книжном шкафу)?»

 

На втором этапе знакомства с книгами учитель предлагает выполнить посильные задания по поиску конкретной информации, содержащейся в книгах.

Учитель организует обмен мнениями о содержании религиозных книг и поощряет записи в рабочих листах. В некоторых случаях показывает пример кратких конспективных записей.

Учащиеся рассматривают необычные для многих книги, отличающиеся от привычных учебных книг, делают посильные открытия и осуществляют первичную оценку их качества, пытаются понять смысл Священности этих книг.

Свои мнения они высказывают по завершению первого этапа знакомства.
От чисто внешнего различия (размеры, толщина, цвет обложки) учащиеся, сравнивая и обобщая свои мнения, приходят к осознанию более важных характеристик литературы (принадлежность к религии, возможность проводить сравнение языков, время чтения, насыщенность содержания).

Учащиеся, оценив принадлежность книг к определенной религии как важнейшем отличии, на доске с помощью карточек на магнитной основе, заполняют таблицу «Книги разных религий»

Учащиеся выбирают книги по желанию, находят в них закладки и ищут ответы на предложенные вопросы и задания. Полученные сведения записываются в рабочий лист.

Далее по степени готовности учащиеся озвучивают выполненные задания и найденные ответы.

 

Рефлексия деятельности

Учитель фиксирует прохождение большой работы, которая, тем не менее, может быть продолжена, предлагает варианты действия по углублению представлений и знаний о священных книгах религий народов России.

Учитель благодарит учащихся за плодотворную работу, библиотекаря школы за предоставленное помещение и подобранную литературу.

Учащиеся сравнивают свою личную работу с работами одноклассников, участвуют в планировании продолжения работы по данной теме, выражают эмоциональный отклик на ход и результаты необычной работы в библиотеке.

    

 


 

 

Приложение 1

Рабочий лист

 Название книгиРелигияОтвет на заданиеПримечание
 Библия 

 

 

 

 

 
 Детская Библия 

 

 

 

 

 
 Закон Божий 

 

 

 

 

 
 Изучаю свою книгу 

 

 

 

 

 

 
 Коран 

 

 

 

 

 
 Новый завет и псалтирь 

 

 

 

 

 
 Православные праздники и посты 

 

 

 

 

 
 Православный молитвослов 

 

 

 

 

 
 Святое Евангелие (на ц-славянском яз. с переводом) 

 

 

 

 

 
 Тегилим 

 

 

 

 

 
 

Тора

 

 

 

 

 

 

 
 Трипитака и другие тексты буддизма 

 

 

 

 

 


 

 

Приложение 2

Задания

 

Познакомься, как в «Законе Божием» объясняется смысл пятой заповеди (стр. 578)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитай две утренние молитвы… Чему они посвящены?

 

По тексту первой книги Бытие составь краткий список того, что было созданы на 3, 4 и 5 дни творения

 

Какие чудеса сотворил Иисус Христос, что нам помогает воспринимать происходящее?

 

По тексту первой книги Берешит составь краткий список того, что было созданы на 3, 4 и 5 дни творения

Как перелистываются страницы Торы?

 

 

 

 

 

Познакомься с содержанием страницы твоего дня рождения и дня рождения твоей мамы.

 

Какими словами начинается и завершается святое благовест­вование от Иоанна?

 

С какой фразы начинается каждая сура Корана?
(сура – это отдельный отрывок, состоящий из коротких стихов).

Сколько всего сур в Коране?
Прочитай 
113-ю суру «Рассвет»…

 

 

На странице 22 ты можешь узнать, за сколько лет текст Корана был ниспослан Пророку? Как называются отдельные стихи Корана и части Корана?

 

Найди в книге тексты, предлагающие помощь в трудностях жизни, например, для избавления от жадности в Евангелии от Матфея. (стр.23, часть 2, стихи 19-21).

 

Найди 
какую-либо мудрость в Трипитаке и выпиши её на рабочий лист, а потом поделись с одноклас­сниками

 

Прочитайте стр.71

Где находится 72 страница ( левее или правее)?

На каких двух языках написан Тегилим?

 


 


 

Приложение 3

 Название книгиКраткая аннотацияЗадание к самостоятельной работе с книгой
1Закон Божий

По сути это учебник по православной вере.

По такой книге в школах дореволюционной России преподаватели – часто священники вели особый школьный предмет. Этих преподавателей  звали  законоучителем.

 

Познакомься, как в «Законе Божием» объясняется смысл пятой заповеди (стр. 578)?
2Православный молитвословЧтобы обращаться к Богу, Иисусу Христу, Богородице, люди зачитывают короткие тексты из этой книжки…прочитай две-три утренние молитвы… Чему они посвящены,
3Библия

А) Положив руку на эту книгу, свидетель в американском суде говорит: «Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды!».

Б) Здесь вы прочтёте и о сотворении мира, и о всемирном потопе и о событиях страстной недели и воскресении Христа, и послания святого апостола Павла

По тексту первой книги Бытие составь краткий список того, что было созданы на 3, 4 и 5 дни творения
4Детская БиблияЭта книга повторяет некоторые, самые интересные истории предыдущей книги, но простым, понятным даже детям языком.Какие чудеса сотворил Иисус Христос?
5

Тора

 

Эта книга в синагоге находится в виде свитка…
читается по одной главе…по субботам…

ДОП: Если бы название было написано не по-русски, могли бы вы определить, что это книга иудаизма? (учитель заслоняет рукой название, оставляя «всё остальное»)

По тексту первой книги Берешит составь краткий список того, что было созданы на 3, 4 и 5 дни творения

Как перелистываются страницы Торы?

6Православные праздники и постыЭто религиозное издание необычно. Человек не только читает, что написано (отдельные цитаты из священных книг православия и сведения о многих персонажах священного писания и событиях), но каждый день человек отрывает по одной странице…Познакомься с содержанием страницы твоего дня рождения и дня рождения твоей мамы.
7Святое Евангелие (на церковнославянском яз. с переводом)

Здесь тексты на двух языках: по-русски и так, как их зачитывали в церквях даже 200 лет назад.

Какие именно тексты?  4 евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

 

Какими словами начинается и завершается святое благовествование от Иоанна?

 
8Коран

Ни один мусульманин не положит эту книгу на пол, не возьмёт её грязными руками, потому что это главная священная книга ислама.

Какие дополнительные признаки говорят, что это книга ислама?

 

С какой фразы начинается каждая сура Корана?
(сура – это отдельный отрывок, состоящий из коротких стихов).

Сколько всего сур в Коране?
Прочитай 113-ю суру «Рассвет»…

9Изучаю свою книгу

Кроме рассказов о Коране, в этой книге есть картинки.

Издана книга на русском языке, но в Турции.

На странице 22 ты можешь узнать, за сколько лет текст Корана был ниспослан Пророку? Как называются отдельные стихи Корана и части Корана?
10Новый завет и псалтирь

кроме 4 евангелий, в этой книге содержатся псалмы из Ветхого Завета.

 

 

Найди в книге тексты, предлагающие помощь в трудностях жизни, например, для избавления от жадности в Евангелии от Матфея. (стр.23, часть 2, стихи 19-21).
11Трипитака и другие тексты буддизмаЭта книга содержит фрагменты из древних буддийских книг, в том числе «Три корзины мудрости»Найди какую-либо мудрость в Трипитаке и выпиши её на рабочий лист, а потом поделись с одноклассниками
12ТегилимНепонятное иностранное название следующей книги переводится с иврита как «хваления» и, включает в себя мольбы, проникновенные жалобы, исторические обзоры…

Прочитайте стр.71

Где находится 72 страница ( левее или правее)

На каких двух языках написан Тегилим

 


Автор(ы): Мартыненко Мария Васильевна
Приложения: