Реализация инклюзивного подхода в образовании детей
с ограниченными возможностями здоровья
Седаков Максим Александрович
На современном этапе развития общества одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательных учреждениях общеразвивающего вида.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В настоящее время часто происходит включение детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников. Дети с ОВЗ пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Чаще это связано с нежеланием родителей воспитывать своих детей в условиях учреждения компенсирующего вида, и с рядом других социально-экономических и психолого-педагогических причин.
Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению дистанции между данными категориями детей. Однако, способность включиться в обычную группу детей характеризует не только возможностями самого ребенка с ОВЗ, но и качеством работы образовательного учреждения, наличие в нем адекватных условий для развития детей с особыми нуждами. Поэтому, для полноценной функциональной и социальной инклюзии, необходима особая организация предметного взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное партнерство, снятие социальной дистанции.
Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями можно проассоциировать с интегрированным или коррекционным подходом. Важным этапом формирования инклюзивного подхода в образовании является социальная интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями. Суть этого – постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации школьной системы с прохождением цикла преобразований и приобретением возможности адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся. Коррекционный подход в инклюзивной практике предусматривает вариативные формы получения образования. Каждое направление коррекционной работы должно быть направлено на создание благоприятной психологически безопасной среды для каждого учащегося.
Несмотря на то, что это понятие «инклюзия» появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется и в дошкольных образовательных организациях, и на уровне начального общего и основного общего образования, и в высшем профессиональном, и в среднем профессиональном образовании.
Федеральный закон определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – ключевой этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
В зависимости от рекомендаций ПМПК детей с ОВЗ в детский сад могут принять:
1. Группы комбинированной направленности сложно назвать новаторской новинкой, дошкольное образование в таких группах было и до принятия закона. Особенность групп комбинированной направленности состоит в том, что в них наряду с нормально развивающимися дошкольниками совместно обучаются дети, у которых есть те или иные виды нарушений (нарушения зрения, нарушения слуха, нарушения речи, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата и так далее).
2. Группы компенсирующей направленности - это группы, которые посещают дети с одним и тем же нарушением.
Исходя из особенностей воспитанников, группы компенсирующей направленности могут иметь 10 направленностей - в зависимости от категории детей. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. И это – одна из главных сложностей реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ОУ в группах компенсирующей направленности.
Наше государство гарантирует равные возможности для полноценного развития всем гражданам, включая, имеющих проблемы со здоровьем.
Как только в ОУ появляются дети, предоставившие подтверждение психолого-медико-педагогической комиссии, заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», это сразу нацеливает образовательную организацию на создание для такого ребёнка специальных образовательных условий. А специальные образовательные условия - это не только пандусы, поручни и какие-то другие архитектурные сооружения.
Также к специальным образовательным условиям следует отнести:
- повышение квалификации педагогов;
- обучение педагогов, их подготовка к работе с детьми c ОВЗ;
- изменения в образовательной программе, то есть возникновение определённого раздела в основной образовательной программе, который ФГОС определяет, как «коррекционная работа/инклюзивное образование».
Кроме создания специальных условий не маловажно формирование толерантного отношения к данной проблеме.
Хотя внедрение инклюзивного образования связано с массой сложностей, процесс происходит всё активнее. Для детей с ОВЗ в детских садах и школах создаётся доступная среда, педагоги осваивают методики взаимодействия с такими дошкольниками. И сегодня на первый план выходит вопрос разработки основных адаптированных образовательных программ. Важным моментом является преемственность программ детского сада и школы.
Вся работа по инклюзивному образованию начинается в детском саду и продолжается в школе. С целью адаптации детей с ОВЗ необходимо обеспечить преемственность работы ДОУ и школы по данному направлению. Основной целью взаимодействия специалистов по обеспечению преемственности в работе с детьми с ОВЗ является создание эффективной системы, способствующей выравниванию стартовых возможностей детей с ОВЗ, реализация единой линии развития на этапах дошкольного и начального школьного детства.
Перспективные подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в настоящее время нашли свое отражение в содержании Концепции непрерывного образования.
Ведущей целью преемственности в концепции выступает реализация единой линией развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования, придание педагогическому процессу целостный и последовательный характер.
Таким образом, ДОУ направлен на
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способности и состояния здоровья.
А в стандарте школы говорится, что он направлен на обеспечение:
- условий для эффективной реализации и освоения обучающими основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренные дети и дети с ОВЗ.
Преемственность работы детского сада и школы по инклюзии заключается в том, что у педагогов, реализующих ФГОС должны быть сформированы компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития обучающих, соответствующей специфике возраста.
Немаловажным является и обеспечение эмоционального благополучия посредством:
- уважительного отношения к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей через
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности,
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Для оптимального осуществления инклюзивного образования на этапе дошкольного детства необходимо создавать следующие специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ в учреждении общеразвивающего вида:
1. Создание нормативно-правового и программно-методического обеспечения.
В учреждении должна быть разработана нормативно-правовая база, задающая концептуально – содержательные основы развития инклюзивных подходов к образованию детей с ОВЗ.
2. Создание предметно-развивающей среды.
Для успеха инклюзивного образования необходимо создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др).
3. Кадровое обеспечение.
Важное условие обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является наличие в учебном учреждении общеразвивающего вида специалистов: учителя - логопеда, учителя - дефектолога, педагога - психолога, социального педагога, а также высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.
4. Создание психолого-педагогического сопровождения.
В дошкольных учреждениях общеразвивающего вида необходимо создавать психолого-медико-педагогические консилиумы.
5. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно сохранить в семье и детском саду единство и согласованность всех требований к ребенку.
Таким образом, в зависимости от имеющихся в образовательном учреждении условий, состава и количества детей с ОВЗ, реализация инклюзивного подхода в образовании особых детей в разных ДОУ общеразвивающего вида может быть весьма разной. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения нормально развивающихся сверстников является актуальной и многоаспектной, решение которой требует дальнейшего проведения исследований и разработок, создания специальных условий в учебных учреждениях общеразвивающего вида.
Список литературы
- Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.
- Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2010. № 4 (40).
- Сунцова А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. − 110 с.
- Шматко, детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. 1995. №4.
Автор(ы): Седаков Максим Александрович
Приложения: